Портфолио воспитателя МДОУ детский сад №1 п.Вейделевка

Геккель Ирины Михайловны

Образование: среднее специальное, Павлодарское педагогическое училище 1994г
Специальность: воспитатель в дошкольных учреждениях.
Стаж работы: общий- 24 года, по специальности -10 лет
Квалификационная категория - первая
Курсы повышения квалификации  2008 год  курсы повышения квалификации воспитателей в ГОУ ДПО Белгородский региональный институт  повышения квалификации и ППС по программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации образования в России»  в объеме 164  часа
Адрес опыта работы

Тема: «Развитие  социальных отношений у дошкольников на  игровой  основе»
Целью данного опыта является исследование социального развития детей и феномена нарушения отношений.
В ходе исследования решались задачи:
1. Определение уровня социальных взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста
2.Анализ возникновения и развития отрицательных сторон социального развития детей
3.исследование эффективности игровых методов для социального воспитания детей
4. Разработка  системы работы с детьми, направленной на социальное воспитание  и коррекцию поведенческих навыков.
Опыт работы занесен в банк данных РМК

Методическая активность педагога

Список открытых занятий  педагога  Геккель Ирины Михайловны.

№/п

год

тема  занятия

тема мероприятия, уровень

справки организаторов мероприятий

1

 

2011 г

 

 

 

                  

«Тайна моего имени»

Районный конкурс «Воспитатель года -2011»

 

Справка УО

 

2011 г

«Остров дружбы»

 

 

открытое занятие для педагогов МДОУ

справка  МДОУ

 

 

2012 г

Интегрированное занятие с учителем - логопедом по развитию речи «Путешествие в электроград»

открытое занятие для педагогов МДОУ

справка   МДОУ

  

Список выступлений педагога Геккель Ирины Михайловны

№/п

год

тема  выступления

тема мероприятия, уровень

справки организаторов мероприятий

1

 

2010 г

«Организация развивающего пространства в группе по сюжетно-ролевой игре»

выступление на семинаре МДОУ

программа семинара

2

 

2011 г

«Использование игр для развития социальных отношений между детьми»

консультация для воспитателей МДОУ

справка МДОУ

3

2012 г.

«Организация работы с семьей в режиме эксперимента»

Районный семинар

Программа семинара

Выписка из приказа №12
по МДОУ детский сад №1       от 15.09.2011 г
«О создании творческой группы  «Мастерская успеха»
В целях  внедрения  новых ИКТ технологий в работу с детьми создать в детском саду творческую группу в составе:

1.Решетникова Е.М. - старший воспитатель, руководитель группы;
2.Касаткина Л.Н. - воспитатель высшей квалификационной категории;
3. Геккель И.М -воспитатель второй квалификационной категории;
4. Родная Т.А. - воспитатель  второй квалификационной категории:
5.Коноваленко Е.Н.- воспитатель первой квалификационной категории.
Заведующая МДОУ
детский сад  №1 п. Вейделевка                                                     Козаченко Ю.В.

Методическая копилка педагога

Перспективный план работы с детьми по социальному развитию  Раздел «Я и мои эмоции»

Задачи
Средняя группа
*Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе
*Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
*Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику,пантомимику, интонацию).
*Развивать у детей эмпатию (способность к переживанию)
Страшая группа

Подготовительная группа
*закреплять полученные знания об эмоциях
*учить понимать относительность в оценке чувства
*продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими творческими)

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

Тема «Радость»

1 рассматривание пиктограммы «радость» и изображений веселых людей
2 упражнение «Зеркало»
3.Упражнение «Ворчун и весельчак»
4.Дидактическая игра «Кубики»
5.Рисование  «Веселые ладошки»

 

 

1.Чтение стихотворения Ю Тувима «Про папу Трулялянского
2.Беседа «Радость –это…»
3 Игра «Море волнуется»
4Этюды «Ласка». «Веселый человек»
5.рисование пальцами на тему «Веселое настроение»
1. Чтение стихотворения Г.Остера из цикла «Вредные советы»
2 Игра  «Маски»
3. Этюд «Встреча с другом»
4.Рисование на тему «Ромашка радости»
5.инсценирование потешек «Мы с тобою шли», « Здорово, Уля»

6.Игра «Минута шалости»

Тема «Удивление»

1 Чтение стихотворения А.Барто «Купание»
2 Рассматривание пиктограммы «Удивление» и изображения удивленных лиц.
3. Упражнение «Зеркало»
4. игра «Кто пришел» (идентификация эмоций)

1.Чтение отрыка из пр. А.Пушкина «Сказка о мертвой  царевне и семи богатырях»

  • 2.Беседа «удивление- это…»
  • 3.Чтение пр. Носова «Живая шляпа»
  • 4.Рисование на тему «Удивленный человечек»
  • 5.Игра «Море волнуется»

1 Чтение отрывков из  сказки А.пушкина «Сказка о царе Салтане»
2. Упражнение «Зеркало»
3.Игра «Изобрази»
4.Упражнение «Маски»
5. Игра «Фантазия»
6.Игра «Театр»
7.Этюд «Круглые глаза»
8 Рисование «Чудеса»

Тема «Страх»

 

1Чтение р.н.с. «Пых»
2.Рассматривание пиктограммы «Страх» и изображения людей с испуганными лицами.
3.Упражнение «Зеркало»
4. Игра «Медвежонок»
5. Этюд «страх» (мимика)
6.чтение пр. «У страха глаза велики»

 

  • Чтение стих-я И.Демьянова «Трусов Федя»

2.Беседа «Страх- это…»
3.Рисование своего страха
4.Беседа «Кто чего или кого боится»
5.Игра «В темной норе»
6.Этюд «Смелый ребенок»

 

1 Чтение пр. Носова «Живая шляпа»
2. Упражнение «Ой, как страшно»
3. Игра «Маски»
4. Игра «Театр»
5. Этюд «Что в углу»
6. Рисование «Нам не страшен серый волк»
7. Чтение р.н.с. «У страха глаза велики»

 

Тема «Гнев»

1.Чтение сказки Л.Толстого «Три медведя»
2 Упражнение «Зеркало»
3.Игра «Боксерская груша»
4.Упражнение «Тренируем эмоции»
5. Игра «Тух-тиби-тух»

 

1.Чтение отрывка из пр. К.Чуковского «Мойдодыр»
2.Игра«Ругаемся овощами»
3.Игра«Море волнуется»
4.Игра «Тигр на охоте»
5. Рисунок «Злой человечек»

1.Чтение пр. К.Чуковского «Краденое солнце»
2. Игра «Толкование»
3.Игра «Порви круг»
4. Этюд «Хмурый орел»
5.Игра «Маски»
6.Рисование  «Разгневалось синее море» по сказке А.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

Тема «Горе»

1.Чтение сказки «Теремок»
2.Рассматривание пиктограммы «Горе» и изображений грустных людей.
3. Этюд «Стрекоза замерзла»
4.Упражнение «Тренируем эмоции»
5.Чтение стих-я А.Барто «Встреча»
6. Рисование «оживи кружочки»

 

1.Чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят»
2.Рассакзы детей «Когда я грустил»
3.Игра-ассоциация «Горе»
4.Этюд «Северный полюс»
5.Рисование «Грустный человек»
6.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

1.Чтение стих-я И.Токмаковой «Мне грустно»
2. Игра «Театр»
3.Беседа «Мне бывает грустно, когда…»
4.Игра «Маски»
5. Этюд «Золушка»
6.Рисование «Печальный человек»
7. Упражнение  «Кто пришел?»

 

Тема «Интерес»

  • 11.Чтение произведения «Самый лучший подарок
  • «2.Рассматривание пиктограммы «Интерес» и изображения  и заинтересованных людей
  • Упражнение «Зеркало»
  • Этюд «Кузнечик»
  • Упражнение «Тренируем эмоции»
  • Рисование «Мне интересно»

1.Чтение стихотворения Е.Тараховской «Скворушка»
2.Рассказы детей «Что меня интересует»
3.Игра-ассоциация «Интерес»
4.Этюд «Что там происходит?»
5.рисование «Интересное занятие»

1.Чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»
2.игра «Театр»
3.Этюд «Любопытный»
4. Игра «Маски»
5. Дидактическая игра «Моя копилка»
6.Изготовление ромашки «Мне интересно»

 

 

 

Тема «Наши эмоции»

  • Игра «Забавные гномики»
  • Игра «Кубики»
  • Игра «Хоровод»
  • Игра «Волны»
  • Этюд «Разные настроения»
  • Игра «Облака»
  • рисование «Нарисуй что-нибудь хорошее»

1.Рассказываем сказки
2.Игра «Кривые зеркала»
3.Игра «Повтори фразу»
4.Дидактическая игра «Дорисуй портрет»
5.Игра «Собери маску»
6.Игра «Маски эмоций»
7.Рисование «Раскрась гномиков»

1.Игра «Маски эмоций»
2.Игра «Прочитай письмо»
3.Дидактическая игра «Встреча эмоций»
4.Игра «Зеркало»
5.Рисование «Поезд эмоций»
6.Театр кукол.

 

 

 

Упражнения

 Упражнение «Назови соседа ласково». Посмотрите внима­тельно друг на друга. Давайте по кругу по очереди ласковыми сло­вами назовем своего соседа справа. Это может быть ласковый ва­риант его имени или нежное, доброе прозвище. (Дети выполняют задание.)
Игра «Поезд». А теперь мы поиграем в поезд. Этот поезд у нас не простой, его вагончики — очень дружные, они крепко держатся друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед. Вста­вайте друг за другом, положите руки на плечи впередистоящего. Тот, кто стоит первым, будет машинистом. Наш поезд пыхтит, свис­тит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает ритм и подстра­ивается под соседей.
Поезд едет в разных направлениях, быстро, медленно, повора­чивая. Машинист меняется. Но помните, как бы поезд ни ехал, ва­гончики крепко держатся друг за друга! (Дети встают друг за дру­гом и кладут руки на плечи стоящего впереди. Первый ребенок «машинист», он задает темп и характер движения. Задача осталь­ных детей двигаться максимально слаженно, не сбиваясь, крепко держась друг за друга. «Машинист» может меняться несколько раз за время игры.)
Педагог. А теперь мы поучимся заводить себе друзей.
Игра «Котенок». Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома уже есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он напуган, ведь он первый раз в этой кварти­ре. Кто может показать, как двигается этот котенок? Сейчас мы ра­зобьемся на пары, один из пары будет изображать такого котенка. Котята, выходите в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, подружиться с ним, успокоит его, приласкает и уговорит уснуть на коврике. (Когда «котята» заснут, игра закан­чивается. Можно провести обсуждение, поговорить о том, что чув­ствовали дети во время этой игры.)
Педагог. Знакомиться вы уже научились, а вот поддерживать дружеские взаимоотношения еще нет.
Игра «Передай мячик». Встаньте в круг. Вам необходимо будет как можно скорее передавать мяч из рук в руки и ни в коем случае не уронить его. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. (Де­ти выполняют задание.) Усложним нашу игру: повернитесь спиной в круг и, убрав руки за спину, передавайте мяч соседу. (Дети вы­полняют задание.) А теперь то же самое проделайте с закрытыми глазами. (Дети выполняют задание.)
Игра «Рукавички». В дружбе очень важно уметь договорить­ся друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы тоже будем учиться тому, как нужно договариваться. Я по всей комнате разложу пары рукавичек с одинаковым орна­ментом, но не раскрашенные. Вы поднимете одну рукавичку, най­дете свою «пару», сядете вместе за стол и с помощью трех ка­рандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскра­сить рукавички совершенно одинаково. (Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются; оказывает детям необходимую по­мощь.)
Педагог. Наше занятие заканчивается. Чему вы научились се­годня? (Ответы детей.) Давайте так же по-дружески с вами рас­станемся.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и подарите молча каждому, по очереди, самую добрую, какая есть, улыбку. (Включается музыка.)

Домашнее задание для родителей

Занятие «Мальчики и девочки»
Цели: учить детей понимать различия между мальчиками и де­вочками в основных чертах характера и поведении; развивать навык общения мальчиков с девочками.
Оборудование: сюжетные картинки с изображениями мальчи­ков и девочек; кассета с легкой музыкой; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резиночки, зеркало; несколь­ко игрушек (машинка, кукла, мячик, пирамида, кубики и т. д.).
Ход занятия
Педагог. Мы с вами уже говорили о том, что между всеми людьми есть что-то общее и различное. Посмотрите на эти картин­ки. Скажите, кто здесь изображен? Чем отличаются эти два ребен­ка? (Демонстрируются изображения девочки и мальчика рис. 1—2 вкладки. В ответах следует добиться того, что нарисованы девочка и мальчик.)
Игра «Мальчик или девочка». Каждому по очереди я буду по­казывать картинки (рис. 3—4 вкладки), а вы должны ответить на вопросы:

Но вы должны не только ответить на вопросы, но и выйти перед детьми и показать те действия или движения, которые совершают ребята на той или иной картинке. (Дети выполняют задание.)
Педагог. А теперь послушайте стихотворение

Новая девочка
Девочка новая в детском саду.
К девочке новой Сейчас подойду.
— Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной.
Вот видишь — Его я ключом завела.
Сейчас он пройдет
От стены до стола.
Вот кубики наши,
Мы строим дома.
Ты тоже научишься Строить сама!
Пойдем, я к ребятам
Тебя отведу.
Всем девочкам нравится
В детском саду.
(Н. Найденова)
Представьте, что к нам в группу пришла сегодня такая новень­кая девочка.
Игра -«Знакомство». (Из группы выбирается девочка, которая встает перед детьми. Педагог представляет девочку, называя ее имя и фамилию.)
Посмотрите внимательно на новенькую девочку. Ответьте на такие вопросы:
— Как бы вы оценили ее внешний вид?
Дети. Аккуратная, стройная, нежная, красивая...
Педагог. Кто должен поздороваться первым?
Дети. Мальчики. (Дети показывают жестом и движениями, как здороваются мальчик и девочка.)
Педагог. Что бы вы спросили у девочки, увидев ее впервые?
Дети. Как тебя зовут? Что ты любишь? Тебе нравится у нас? (Небольшое обсуждение ситуации знакомства.)
Педагог. А сейчас разделимся на пары и попробуем познако­миться друг с другом. (Дети выполняют задание.)
Теперь, когда девочки и мальчики познакомились, давайте вместе поиграем.
Игра -«Цветы и пчелки». Я предлагаю вам распределиться на две команды — девочек и мальчиков. Девочки будут изображать пчелок, а мальчики — цветы. Мальчики, давайте подскажем девоч­кам, как им изображать пчелок.
Мальчики. Махать крылышками, покачивать головой, под­ражать жужжанию пчелы «в-зз-зз».
Педагог. Девочки, подумайте, как мальчикам лучше изобра­зить цветочки?
Девочки. Можно встать на одно колено и расправить руки как лепестки.
Педагог. Затем, по моему сигналу, вы меняетесь местами. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, как большие шмели: «Ж-ж-ж...», а де­вочки изображают красивые цветы.
Игра «Наши прически». Дети, посмотрите на эту картинку (по­казывает картинку, на которой изображены мальчики и девочки с различными прическами и цветом волос).
Обратите внимание на то, что мальчика всегда можно узнать по короткой, аккуратной стрижке. Девочки же могут носить длинные волосы. Мамы и бабушки вплетают в косы девочкам банты, зака­лывают заколки. Девочки иногда носят и короткие стрижки, но они могут украшать их разноцветными заколками.
Теперь я приглашаю одного мальчика и одну девочку выступить в роли парикмахеров. Кто желает сделать себе новую прическу? (Девочка делает прическу у мальчика-парикмахера и наоборот. В конце дети обсуждают результаты работы каждого юного па­рикмахера.)
Игра «Надень и попляши». Девочки и мальчики умеют вместе танцевать. Вставайте в круг. Одна девочка встанет в центр, и все мы немножко потанцуем.
По дорожке Катя шла,        Дети, держась за руки, идут по
Катя тапочки нашла,     кругу   вправо,   а   Катя,   находясь
внутри круга, — влево.

Катя тапки примеряла,        Катя изображает, что надевает
Чуть надела — захромала,   тапки, поднимая то одну, то дру­
гую ногу, а затем прыгает на одной
ноге, будто хромает.
Стала Катя выбирать,    Хоровод останавливается.
Кому тапочки отдать.    Катя и Коля пляшут внутри круга.
Коле (Пете и др.) хороши,  Затем Коля остается один в кругу, На, надень и попляши.        и игра начинается сначала. [15]
(Девочки приглашают только мальчиков и наоборот. В игре ис­пользуются настоящие имена детей, для чего текст можно изме­нить.)
Педагог. Девочки и мальчики не только играют, вместе дела­ют друг другу прически, танцуют, но и трудятся вместе, например убирают игрушки.
Этюд «Игрушки». Мне нужны будут один мальчик и одна де­вочка. Представьте себе, что в детском саду дети собираются на прогулку. Девочка Оля задержалась в игровом уголке. Она собира­ет оставленные детьми игрушки. Мальчик Дима решил ей помочь. Он подает Оле игрушки, а она аккуратно и красиво расставляет их на полках. (Дети выполняют задание.)
Домашнее задание для родителей

4. Предложите ребенку нарисовать мальчика и девочку. Если
ребенок затрудняется, помогите ему.

Занятие «Радость»
Цели: познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыб­ку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
Оборудование: пиктограмма «радость»; картинка с изображени­ем веселой девочки; зеркало; магнитофон и кассета с записью веселой музыки; воздушный шарик или мяч; альбомы, цветные карандаши.
Ход занятия
Педагог. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я по­вернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу и по­здоровается с ним, и так далее, пока все не поприветствуют друг друга по кругу. (Дети выполняют задание.)
Педагог. Начинаем наше занятие. Послушайте эту музыку (включается запись веселой музыки). О чем вы думали, когда слу­шали музыку? Что чувствовали? Что хочется делать под эту музы­ку? Я предлагаю вам под эту музыку потанцевать (повторное вклю­чение аудиозаписи). Вы обратили внимание, какие лица у вас были, когда вы танцевали? Именно так вы выражали радость, хотя каж­дый из вас во время танца выражал радость по-своему.
А теперь послушайте стихотворение.
Две сестры глядят на братца
Две сестры глядят на братца: Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться, Только хмурит бровки. Младший брат чихнул спросонок, Радуются сестры: — Вот уже растет ребенок — Он чихнул, как взрослый!
(А.Барто)
Педагог. Как вы думаете, что чувствовали девочки, когда смотрели на своего маленького братца? Наверное, выражение лица у них было такое же, как у этой девочки (демонстрируется изобра­жение веселой девочки, рис. 5 вкладки). А вот так можно нарисовать


настроение «радость» (демонстрируется пиктограмма «радость», рис. 3,а).
Давайте попробуем сделать такое же выражение лица.
Упражнение «Зеркало» Я вам по кругу буду передавать зерка­ло, а вы порадуетесь, как эта девочка: уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки... (Дети по очереди выполняют задание.)
Игра «Клоун Тяп-Ляп». Сегодня к нам в гости пришел клоун Тяп-Ляп. Он очень веселый. Но ему интересно узнать, умеете ли и вы смеяться, радоваться, веселиться. Он предлагает вам поиграть с воздушным шариком. (Дети играют с шариком или мячом.) Да, клоун увидел, что вы, ребята, действительно умеете радоваться, и ему это очень приятно.
Клоун хочет спросить у вас, когда и над чем вы любите смеять­ся? (Ответы детей.)
А теперь клоун Тяп-Ляп предлагает вам пофантазировать.
Этюд «Золотые капельки». Представьте, что пошел теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен теплый летний дождь! (Выразитель­ные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыб­ка.)
Этюд «Цветок». А теперь представьте себе, что все вы превра­щаетесь в цветочки. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос пре­красный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки.
(Выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить; затем поднять голову, распрямить корпус, встать, руки медленно поднять в стороны — цветок расцвел. Мимика: глаза полу­закрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.)
Рисунок «Оживи кружочки». О каком настроении мы говори­ли сегодня? Давайте попробуем нарисовать Колобка с таким на­строением. (Демонстрируется пиктограмма «радость».) Рассмот­рим внимательно эту картинку. А теперь нарисуйте этого веселого Колобка у себя в альбомах.
Домашнее задание для родителей
Прочитайте дома ребенку  стихотворение:
Кораблик
Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке. И скачут лягушки За мной по пятам, И просят меня: — Прокати, капитан! (А. Барто)
2. Побеседуйте с ребенком о прочитанном. Спросите, какое
было настроение у мальчика? Почему он так думает? Спросите у
ребенка, когда у него бывает радостное настроение.

По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас.


Вот облачко веселое Смеется надо мной:
—       Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
(Демонстрируется веселое облачко.)
Я тоже посмеялся с ним:
—       Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко Расстроилось всерьез: Его от мамы ветерок Вдруг далеко унес.
(Демонстрируется грустное облачко.)
И каплями — дождинками Расплакалось оно...

И стало грустно — грустно так, А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья,
(Демонстрируется сердитое облачко.)
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко Над озером плывет, И удивленно облачко Приоткрывает рот:
(Демонстрируется удивленное облачко.)
Ой, кто там в глади озера Пушистенький такой, Такой мохнатый, мягенький? Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать.
(Н. Екимова)
Рисунок -«Нарисуй облако». А теперь я предлагаю вам нарисо­вать облако, каждому свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким же, как у вас. Покажите свое облако другим детям, расскажите о его настроении. (Дети выполняют задание.)
Домашнее задание для родителей
1. Сделайте карточки со схематичными изображениями лиц ве­селой, грустной, испуганной, злой девочки. Ребенок выбирает нуж­ную карточку, наиболее подходящую к тексту каждого из предло­женных стихотворений А. Барто.

Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Попросите ребенка: «Выбери, какая девочка бросила зайку?».


Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу: —
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Спросите ребенка: «Какая девочка испугалась за оычка.'».


Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
Пусть ребенок выберет, какая девочка пожалела мишку.


Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Предложите ребенку показать, какая девочка любит свою ло­шадку.

2. Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к наиболее по­нравившемуся стихотворению. Помогите ему правильно нарисо­вать выражение лица девочки.

Занятие «Правила домашнего этикета»
Цели: учить детей ценить хорошие отношения и получать ра­дость от общения со своими близкими; создавать положительное эмоциональное настроение у детей.
Оборудование: магнитофон и кассета с записью звуков леса; альбомы и цветные карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами говорили о семье: о вас, ваших родителях, бабушках и дедушках. А се­годня мы с вами познакомимся поближе с одной семьей. Это семья не обычная, а медвежья: мама-медведица, папа-медведь и их сынок-мед­вежонок. Садитесь поудобнее, я начинаю свой рассказ.
Медвежонок -невежа
Был сынок у маменьки —
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою —
В медведицу бурую...
Он упадет: — Ах, бедненький! —
Его жалеет мать. —
                                       Умнее в заповеднике Ребенка не сыскать!
Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный —
И грязной лапой в мед!
Мать твердит: — Имей в виду,
Так нельзя хватать еду!
А он как начал чавкать,
Измазался в меду...
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пошел к соседке в гости —
Хозяйку укусил.
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки.
Не знает он приличий,
Он дом разрушил птичий,
Дерется он в кустах,
В общественных местах!..
Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу!
Отец, сердито воя,
Отшлепал сорванца,
(Задело за живое, Как видно, и отца)...
(А. Барто)
Педагог. Что вы скажете о том, как вел себя медвежонок со своими папой и мамой? (Ответы детей.)
Педагог. Что он делал неправильно? (Ответы детей с опорой на примеры из текста стихотворения.) Автор стихотворения Агния Барто заканчивает эту историю так:
Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.

Вы согласны с этими словами? Вспомните, может, вы тоже когда-нибудь вели себя не лучшим образом, доставляя неприятно­сти родителям? (Рассказы детей.)
Педагог. Каждый из вас может обидеть другого, это даже может произойти случайно. Что же делать в этом случае?
Дети. Необходимо попросить прощения.
Педагог. Правильно. А теперь давайте разыграем такую си­туацию.
Мальчик собрал для мамы букет красивых цветов. Он захотел поставить его в вазу. Но когда он налил воду в вазу, она стала такой тяжелой, что мальчик не удержал ее. Ваза упала на пол и разбилась. На этот шум пришла мама. Она увидела разбитую вазу и наказала мальчика: поставила его в угол. [13]
Кто хочет играть роль мамы? мальчика? Как мальчик попросит прощения? Как он будет объяснять свое поведение? (Проигрыва­ются ситуации со словесным объяснением.)
Педагог. А теперь давайте вернемся к нашему медвежонку. Наверняка он понял, как надо себя вести, и научился ценить хоро­шее отношение его любящей мамы. И теперь они даже играют вме­сте, радуются и смеются.
Игра «Найди свою маму». Встаньте парами. Один из вас превра­тится в маму-медведицу, другой в медвежонка. Вы вместе гуляете на лесной площадке, собираете сладкую малину, гоняетесь за бабочками. Во время прогулки будет звучать мелодия со звуками леса. Как толь­ко музыка оборвется, мамы и медвежата должны соединиться, дете­ныши должны оказаться около своих мам. Мама приласкает своего медвежонка и погладит по головке. (Дети выполняют задание.)
Этюд «Любящие родители». А теперь снова рассаживайтесь поудобнее. Я расскажу вам окончание истории о медвежьей семье.
Наступила ночь. Мама-медведица и папа-медведь сели укачи­вать своего любимого сыночка, напевать ему колыбельную песенку:
Мы тебя, малюточку, так любим! Приласкаем мы тебя и приголубим! Мы снесем тебя на мягкую постельку! Мы тебя уложим в колыбельку! (Из валлийской сказки «Джек покоритель великанов», пер. К. Чуковского)
Сначала мама-медведица качала медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрел на маму
91


и сына. Наконец медвежонок уснул. Мама-медведица передала медвежонка медведю, который уложил сына в колыбельку.
Давайте разыграем эту историю. Сколько нам понадобится ак­теров?
Дети. Трое: мама-медведица, папа-медведь, сынок-медвежонок.
Педагог. Постарайтесь передать настроение медведей, неж­ный и любящий взгляд. (Проигрывание предложенного этюда.)
Рисунок -«Счастливая семья медведей». А теперь давайте на­рисуем счастливую семью медведей. Подумайте, чем будут заняты ваши мишки? Какое выражение лица у них будет? (Дети рисуют.)
Наше занятие закончилось. Я надеюсь, что иногда вы будете вспоминать медвежонка-невежу. Это поможет вам лучше относить­ся к маме, папе и другим близким людям: с любовью, нежностью, лаской, вниманием. И вы научитесь так же ценить доброе отноше­ние ваших родителей к вам.
Домашнее задание для родителей
1. Прочитайте ребенку стихотворение:
Маринка

(А. Усанова)

редь, может порадовать родителей: разложить игрушки по местам, сложить одежду в шкаф и т. д. Ведь не зря детей часто называют «мамиными помощниками».

Рядом с мамой я усну,
К ней ресницами прильну:
Вы, ресницы, не моргните, Мамочку не разбудите. (Г.Виеру)

Игра «Волны».
Педагог. Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное потому, что в море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны (вклю­чается музыка). Попробуем улыбнуться, как волны, когда они ис­крятся на ярком солнышке. Попробуем двигаться, как будто мы волны. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они накатыва­ются на камушки на берегу. Я предлагаю вам по очереди «искупать­ся» в море. «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают по одному ласковому словечку. (Дети выполняют задание. Необходи­мо, чтобы в роли «купающегося» побывал каждый ребенок. После игры можно спросить у детей, что они чувствовали, когда были «волнами» и что — когда «купальщиками».)
игра «Волны».
Педагог. Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное потому, что в море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны (вклю­чается музыка). Попробуем улыбнуться, как волны, когда они ис­крятся на ярком солнышке. Попробуем двигаться, как будто мы волны. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они накатыва­ются на камушки на берегу. Я предлагаю вам по очереди «искупать­ся» в море. «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают по одному ласковому словечку. (Дети выполняют задание. Необходи­мо, чтобы в роли «купающегося» побывал каждый ребенок. После игры можно спросить у детей, что они чувствовали, когда были «волнами» и что — когда «купальщиками».)
Педагог. Настоящие друзья также помогают друг другу в трудных ситуациях.

Игра «Азбука настроения».
Педагог. А теперь садитесь за столы.
Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение. Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения Азбука настроения. (Н. Белополъская)
(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием — см. рис. 12—16.)
Педагог. Внимательно рассмотрите свои карточки... А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется... и т. д.
(В игре можно использовать пиктограммы — подсказки с изобра­жениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать

Игра «Азбука настроения».
Педагог. А теперь садитесь за столы.
Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит? Рассеет все сомнения Азбука настроения. (Н. Белополъская)
(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием — см. рис. 12—16.)
Педагог. Внимательно рассмотрите свои карточки... А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется... и т. д.
(В игре можно использовать пиктограммы — подсказки с изобра­жениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать персонаж с такой же эмоцией.)

Фотоматериал

1

1

1

1

1

1