Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » 2011 » Май » 14 » «Учим ребенка читать играя»(из опыта работы) Гридякиной Валентины Ивановны 2011 год.
16:14
«Учим ребенка читать играя»(из опыта работы) Гридякиной Валентины Ивановны 2011 год.
Учим ребенка читать играя.

У дошкольников часто возникает интерес к буквам, появляется желание произносить знакомые звуки. Задача педагога - не упустить момент, подготовить ребенка к обучению чтению.
 . Одаренные дети овладевают техникой чтения за 1 день при условии, если все буквы им знакомы.
Менее одаренным предстоит посетить около 8 занятий, тратится время на изучение букв.
И так, начинаем.
1.    предлагаю детям выучить согласные буквы (произношу их как звуки). Букву учим без картинок: рассматриваем её, определяем, на что она похожа, что у неё есть (палочки, колечки и т.д.). Чтобы  дети быстрее выучили буквы, подключаю родителей, советую им, как правильно учить, рекомендую учить сразу небольшое количество букв. Родители оказывают большую помощь и серьезно относятся к моим просьбам.
2.    Учу с детьми гласные буквы, называю их «песенки» А О У Ы Э. Эти буквы  пою вместе с детьми. Обращаю внимание на цвет:
-    А – синяя, она любит кричать и ей это нравится, кричит до посинения.
-    О - желтая, похожа на солнышко.
-    У - коричневая, похожа на ветки дерева, где спрятался волк и пугает детей «у-у-у».
-    Ы - черная, страшная песенка.
-    Э - красная, как язычок (произносим Э, показываем язычок, дразнимся).
3.    Рассказываю сказку:
В некотором царстве, в некотором государстве, в маленьком- премаленьком домике жила- была буква Б (произношу как звук, показываю букву синего цвета с ножками в красных башмачках). Жила она одна и ей было скучно- скучно. Но однажды буква Б услышала «песенку» А (пою и показываю букву).
« Пойду, посмотрю, кто там так кричит?»- решила Б, пошла (имметирую ходьбу) и увидела «песенку» А.
Б: Почему ты кричишь?
А: Я не кричу, я пою, это песенка у меня такая. Хочешь петь со мною?
Б: Хочу.
А: Подходи поближе, становись впереди. Будем петь вместе, получится новая песня. Начинай первая, а я сразу продолжу. И они запели БА, БА, БА, БА (пою вместе с детьми на разный мотив). А в этом же царстве, в маленьком домике жила- была буква С, услышала она веселую песенку БА, БА, БА, и решила посмотреть, кто так громко поет, подошла поближе, смотрит: вместе стоят Б, А и поют песню БА - БА - БА - БА (пою с детьми). Буква Б предложила: «Хочешь петь, становись на моё место и пой, получится другая песня. Буква С стала на место Б и запела СА-СА-СА-СА (поют дети). Прошло совсем мало времени и возле дома «песенки» А собралось много букв, они по очереди подходили к «песенке» А и пели разные песни (так я называю слоги). Буква Р рядом с А пела РА, буква З тянула свою песню ЗА, буква М кричала громче всех МА.
«А как пела буква Ж, догадайтесь?»- обращаюсь к детям. Если ребенок ответил, значит, он понял, что при смене букв меняется произношение слогов.
Постоянно напоминаю детям: «Внимательно смотрите на первую букву. Первая Р, поём РА; первая С, поём СА; первая К, поём КА (работаю по таблице). А теперь пойте сами без моей подсказки». Чтобы каждый ребенок работал самостоятельно, не надеялся на другого, предлагаю: «Кто догадался, спойте мне на ухо тихо- тихо».
Даю ребенку фишку за правильный ответ, хвалю его. Детям это нравится.
Научится правильно находить нужные слоги поможет игра «Где живет песня». На каждый стул (домик) разложить по одному слогу БА, МА, ЗА, СА, ЖА, РА. Дети под музыку гуляют. По окончании музыки  предлагаю пойти в гости: «Нас песня БА пригласила в свой дом, а где она живет, догадайтесь сами». Ребята находят дома названных песен.
4.    Наступило время научить дошкольников сливать слоги.
-    Дети наши песни БА, МА, КА и т.д. хотят дружить. Когда песни дружат, получаются слова. Я буду вам показывать песни, а вы их пойте и мы услышим что получится». Показываю по таблице слог ДА и сразу ША, дети поют ДАША. На мой вопрос: «Какое слово получилось?»- дети не смогли ответить. Даю указание: «Прислушивайтесь какое слово получается.» продолжаю работать по таблице МА-ША,КА-ША,ВА-ЗА,ЖА-БА.
5.    Аналогично знакомлю детей с песенкой О (все буквы, которые подходят к ней желтые). Так же знакомлю с песенкой У (все буквы коричневые). Буквы черные возле песенки Ы, буквы красные с песенкой Э.
Когда дети выучили слоги с разными гласными, провожу игру «Найди домик». Эта игра похожа на игру «Где живет песня» только на стульях разноцветные песни КА,БЫ,СО,ДУ,ВЭ.
6.    Показываю детям разноцветные Я,Ё,Ю,И,Е, говорю, что это песенки мягкие, обращаю внимание на цвет, сравниваю с гласными А,О,У,Ы,Э.
-    А - синяя, Я - голубая;
-    О - желтая, Ё- оранжевая;
-    У- коричневая, Ю- светло-коричневая;
-    Ы- черная, И- зелёная (жеребенок на лугу зовет маму: и-и-и)
-    Э- красная, Е- розовая.
Объясняю: «С песенкой Я песни становятся мягкими БЯ,ПЯ,ВЯ (работаю по таблице). Прошу детей, чтобы они мне подсказывали какая следующая песня.
Разучиваю с детьми слоги с песенками Ё,Ю,И,Е.
7.    Знакомлю детей с мягким знаком: Буквы рядом с Ь произносятся мягко. Произношу, указывая на таблицу БЬ,ПЬ,ВЬ. Дети работают вместе со мной, потом самостоятельно.
8.    Перехожу к чтению черных букв.
РАМА,КАША и т.д.
СОК,СОМ,БОК.
При чтении длинных слов напоминаю:
-    Начинаешь читать слово, смотришь, если возле буквы стоит песенка (гласная),читаешь их вместе, если песенки (гласной)нет, читай букву кратко. Привожу пример: ПАЛКА.
-    Возле буквы П есть песенка (гласная), читаешь вместе ПА протяжно и сразу же подсматриваешь, какая буква дальше и есть ли возле неё песенка (гласная). Возле Л песенки (гласной) нет, читай быстро и переходи на следующую букву. Следующая К, рядом песенка (гласная) А, читай правильно КА. Такой прием помогает детям правильно сливать буквы.
Дети учатся читать с удовольствием и быстро.

                          
                           Таблица цветная.
Слоги с буквой А- синие;
О- желтые;
У- коричневые;
Ы- черные;
Э- красные;
Я- голубые;
Ё- оранжевые;
Ю- светло-коричневые;
И- зеленые;
Е- розовые;
Ь- черные.

        А    О       У      Ы      Э      Я      Ё      Ю       И     Е     Ь
Б    БА    БО    БУ    БЫ    БЭ    БЯ    БЁ    БЮ    БИ    БЕ    БЬ
П    ПА    ПО    ПУ    ПЫ    ПЭ    ПЯ    ПЁ    ПЮ    ПИ    ПЕ    ПЬ
В    ВА    ВО    ВУ    ВЫ    ВЭ    ВЯ    ВЁ    ВЮ    ВИ    ВЕ    ВЬ
Ф   ФА    ФО    ФУ    ФЫ    ФЭ   ФЯ    ФЁ   ФЮ    ФИ    ФЕ    ФЬ
Г    ГА    ГО     ГУ     ГЫ     ГЭ    ГЯ     ГЁ    ГЮ     ГИ    ГЕ     ГЬ
К    КА    КО    КУ    КЫ    КЭ    КЯ    КЁ    КЮ    КИ    КЕ    КЬ
Д    ДА    ДО    ДУ    ДЫ    ДЭ    ДЯ    ДЁ    ДЮ    ДИ    ДЕ    ДЬ
Т    ТА    ТО    ТУ     ТЫ    ТЭ    ТЯ     ТЁ    ТЮ    ТИ    ТЕ    ТЬ
З    ЗА    ЗО    ЗУ     ЗЫ    ЗЭ    ЗЯ     ЗЁ    ЗЮ    ЗИ    ЗЕ    ЗЬ
С    СА    СО    СУ   СЫ   СЭ    СЯ    СЁ    СЮ   СИ    СЕ    СЬ
Ц    ЦА    ЦО    ЦУ   ЦЫ    ЦЭ   ЦЯ    ЦЁ    ЦЮ    ЦИ    ЦЕ    ЦЬ
Л    ЛА    ЛО    ЛУ    ЛЫ    ЛЭ    ЛЯ    ЛЁ    ЛЮ    ЛИ    ЛЕ    ЛЬ
М    МА    МО    МУ   МЫ    МЭ   МЯ    МЁ    МЮ    МИ    МЕ    МЬ
Н    НА    НО    НУ    НЫ    НЭ    НЯ    НЁ    НЮ    НИ    НЕ    НЬ
Р    РА    РО    РУ     РЫ    РЭ     РЯ    РЁ    РЮ    РИ    РЕ    РЬ
Х    ХА    ХО    ХУ    ХЫ    ХЭ    ХЯ    ХЁ    ХЮ    ХИ    ХЕ    ХЬ
Ж   ЖА   ЖО    ЖУ    ЖИ                                  ЖИ    ЖЕ    
Ш    ША    ШО    ШУ                                         ШИ    ШЕ    
Щ    ЩА    ЩО    ЩУ                                        ЩИ    ЩЕ    
Ч    ЧА    ЧО     ЧУ                                            ЧИ    ЧЕ    
                                            


Гридякина Валентина Ивановна
заведующая детским садом
с. Большие Липяги
Вейделевского района
Белгородской области
Категория: МДОУ детский сад с.Большие Липяги. | Просмотров: 668 | Добавил: АДМИНИСТРАТОР | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]