Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Статьи » МДОУ ЦРР - "Радуга"

Центр социально-психолого-педагогической поддержки
Сложные экономические условия, в которых находится  современное проблемы порождают так называемые семьи риска, где родители употребляют алкоголь, наркотики, ведут аморальный образ жизни, проявляют полное безразличие  к воспитанию детей. Ребенок из такой семьи не дополучает положительных эмоций, стимулов к саморазвитию, заботы окружающих, любви, взаимопонимания. Это  является  причиной появления негативных особенностей развития личности,  среди которых на первом месте оказывается потеря детьми здоровья как физического, так и психического.
К тому же, многие дети не усваивают программу дошкольного образования, вследствие чего оказываются неготовыми к школьному обучению.
       С такими явлениями сталкиваемся  и мы, педагоги МДОУ «ЦЦР- детский сад №2» п. Вейделевка.
      Творческий поиск инновационных технологий, способных решить эту глобальную проблему, привел нас к идее создания Центра социально-психолого-педагогической поддержки детям, родителям и педагогам.
      На основе нормативно-правовых документов разработали внутренние локальные акты работы Центра. Среди них:
•    приказ о создании Центра
•    положение о Центре
•    положение о работе логопункта
•    план работы Центра на учебный год
•    план совместной деятельности педагогов, родителей и специалистов Центра
•    должностные инструкции педагогов.
       Идея создания Центра заключалась в интеграции, взаимообогащении и объединении возможностей специалистов  и родителей в интересах совместного решения проблем развития ребенка.
       Цель Центра – оказание комплексной социальной, психологической и педагогической поддержки детям, педагогам и родителям.
       Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
•    выявление проблем адаптации детей  к школе (сформированность школьной мотивации, нарушение норм и правил поведения, проблемы общения)
•    выяснение и устранение социально-педагогических межличностных нарушений со сверстниками, педагогами, родителями.
•    оказание своевременной  коррекционно-развивавающей помощи детям, имеющим проблемы, связанные с развитием речи, психическим здоровьем, обучением
•    осуществление профилактики возможного неблагополучия психического здоровья детей.
•    создание банка данных об особенностях развития детей.
•    обеспечение защиты прав и интересов детей, родителей  и педагогов.

     В рамках муниципального эксперимента  «Индивидуальное психолого педагогическое сопровождение детей в условиях сельского социума» на базе Центра  была открыта группа комплексной поддержки для детей из семей риска по начальной предшкольной подготовке.
     Работа проводилась  в  несколько этапов.
На первом этапе  специалисты собирали  информацию о ребенке,
формировали банк данных, составляли социальный паспорт. Проводили первичную диагностику  соматического, психического, социального здоровья детей, используя  широкий спектр методических приемов: тестирование, анкетирование  родителей и педагогов, наблюдение, беседу, изучение различных видов деятельности ребенка.
     На втором этапе – анализировали полученную информацию, на основе которой определяли, сколько детей нуждается в «неотложной помощи», скольким необходима социальная или психолого-педагогическая поддержка.
    Третий этап-  это совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей, специалистов, составление плана помощи – индивидуального образовательного маршрута для каждого проблемного ребенка по подготовке к школе.
     Четвертый – непосредственное выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения и пятый – это анализ проделанной работы, что удалось, что не получилось, почему, что делать дальше.
     В приобретенном опыте сложилась единая система совместной работы педагогов, включающее в себя следующие направления: информационное, диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, научно-методическое.

    Воспитательно-образовательную деятельность в этой группе осуществляют воспитатели, логопед, педагог- психолог; социальный педагог. Консультирует врач, старший воспитатель.
Специалисты работают по программам: «Детство», авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева;
«Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада», авторы Е.Б. Филичева, Т.В.Чиркина;
«Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии» Маленькие ступени.
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», авторы Е.А. Екжанова , Е.А. Стрелева.
В группе содержится семь детей, из них три с общим нарушением речи, три с нарушением зрения, один с нарушением опорно – двигательного аппарата.
    Учитывая психологические особенности детей этого возраста, и ведущую деятельность дошкольника - игру, на специально организованных занятиях  (индивидуальных, микрогрупповых, групповых), широко использовали разные виды игр (дидактические, национальные, двигательные, сюжетно-ролевые, игры с правилами.)
    Сделали вывод, что в игре наиболее полно дети проявляли активность, реализовывали свои потенциальные возможности.
Через игру мы готовили наших детей к учению. Всю работу планировали по принципу «Не навреди», направленную на сохранение и укрепление здоровьесберегающей среды.
    В первую очередь, научили детей ориентироваться в мире социальных отношений, выполнять правила поведения, играть в коллективе, а потом обучать  навыкам счета, письма, чтения.
Широко использовали различные формы арттерапии: музыкоперапию, терапию движением, игроперапию. Такие занятия  способствовали увеличению социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного   общения, толерантности.
Активно включали их физкультурные досуги, в спортивные соревнования, такие как «Делай с нами», «Папа, мама, я веселая семья». Эти дети были участниками праздников «День матери», «Праздник урожая», «Только в гармонии музыка есть».
     Коррекционно-развивающая работа строилась на оказании комплексной помощи детям. Была сконцентрирована на действительных источниках, порождающих отклонения в развитии конкретного ребенка.
    Позиция педагогов и воспитателей  в этой группе основана на уважении к личности ребенка  и его потребностям. Направлена
на увеличение собственной активности ребенка в том или ином виде деятельности на основе собственных желаний и предпочтений ребенка.
    Все это время педагоги осуществляли процесс, который обеспечивал ребенка определенными гарантиями в получении помощи и защиты на весь период обучения.
С педагогами проводились такие семинары как: «Прогнозирование некоторых трудностей в обучении», «Методика разработки индивидуальных программ», «Психолого- педагогическое сопровождение  семей, имеющих ребенка  с особыми образовательными нуждами».    
     На наш взгляд, сопровождение детей с ограниченными возможностям это организация системного процесса взаимодействия всех специалистов образовательного процесса,  направленного на создание гармонии самим с собой и окружающим миром,  при котором гармонию мы понимаем как равновесие.
Сопровождающие  (будь–то воспитатель, педагог-психолог, логопед) такого ребенка старались:
•    создать атмосферу безопасного самопознания;
•    снять чувство страха в общении со сверстниками взрослыми,
•    сформировать толерантное и независимое отношение к оценочным суждениям со стороны окружающих,
учат  успешно преодолевать трудности социолизации.
       Одним из важных направлений нашей работы является
   работа с родителями с целью получения объективной
   информации о ребенке и его семье.     
      Как оптимизировать развитие детей данной группы, как интегрировать  их в общество.
 Как организовать  и обеспечить социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
 Как протекает образовательный процесс этих детей, насколько          комфортно они себя чувствуют в ДОУ?
Эти и многие другие вопросы рассматриваем в родительском клубе «Оптимист», куда привлекаются родители  будущих школьников, представители правозащитных общественных организаций, юристы, врачи, учителя,  другие специалисты.
     Для родителей тоже организуем семинары, консультации: «Психологический портрет дошкольника», «Почему ваш ребенок говорит неправильно», «Люби меня таким, такой  я есть», «Готов ли ваш ребенок к школе»и другие.
 Только при совместной работе с родителями через диагностику состояния ребенка и выбора индивидуальной программы к нему, мы  смогли скорректировать те негативные особенности, которые возникли  у ребенка до поступления в школу.
Подготовила ст. воспитатель Посохова Т.З.
Категория: МДОУ ЦРР - "Радуга" | Добавил: АДМИНИСТРАТОР (04.02.2013)
Просмотров: 782 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]