Главная » Статьи » МДОУ ЦРР - "Радуга" |
Центр социально-психолого-педагогической поддержки
Сложные экономические условия, в которых находится современное
проблемы порождают так называемые семьи риска, где родители употребляют
алкоголь, наркотики, ведут аморальный образ жизни, проявляют полное
безразличие к воспитанию детей. Ребенок из такой семьи не дополучает
положительных эмоций, стимулов к саморазвитию, заботы окружающих, любви,
взаимопонимания. Это является причиной появления негативных
особенностей развития личности, среди которых на первом месте
оказывается потеря детьми здоровья как физического, так и психического. К тому же, многие дети не усваивают программу дошкольного образования, вследствие чего оказываются неготовыми к школьному обучению. С такими явлениями сталкиваемся и мы, педагоги МДОУ «ЦЦР- детский сад №2» п. Вейделевка. Творческий поиск инновационных технологий, способных решить эту глобальную проблему, привел нас к идее создания Центра социально-психолого-педагогической поддержки детям, родителям и педагогам. На основе нормативно-правовых документов разработали внутренние локальные акты работы Центра. Среди них: • приказ о создании Центра • положение о Центре • положение о работе логопункта • план работы Центра на учебный год • план совместной деятельности педагогов, родителей и специалистов Центра • должностные инструкции педагогов. Идея создания Центра заключалась в интеграции, взаимообогащении и объединении возможностей специалистов и родителей в интересах совместного решения проблем развития ребенка. Цель Центра – оказание комплексной социальной, психологической и педагогической поддержки детям, педагогам и родителям. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: • выявление проблем адаптации детей к школе (сформированность школьной мотивации, нарушение норм и правил поведения, проблемы общения) • выяснение и устранение социально-педагогических межличностных нарушений со сверстниками, педагогами, родителями. • оказание своевременной коррекционно-развивавающей помощи детям, имеющим проблемы, связанные с развитием речи, психическим здоровьем, обучением • осуществление профилактики возможного неблагополучия психического здоровья детей. • создание банка данных об особенностях развития детей. • обеспечение защиты прав и интересов детей, родителей и педагогов. В рамках муниципального эксперимента «Индивидуальное психолого педагогическое сопровождение детей в условиях сельского социума» на базе Центра была открыта группа комплексной поддержки для детей из семей риска по начальной предшкольной подготовке. Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе специалисты собирали информацию о ребенке, формировали банк данных, составляли социальный паспорт. Проводили первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья детей, используя широкий спектр методических приемов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседу, изучение различных видов деятельности ребенка. На втором этапе – анализировали полученную информацию, на основе которой определяли, сколько детей нуждается в «неотложной помощи», скольким необходима социальная или психолого-педагогическая поддержка. Третий этап- это совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей, специалистов, составление плана помощи – индивидуального образовательного маршрута для каждого проблемного ребенка по подготовке к школе. Четвертый – непосредственное выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения и пятый – это анализ проделанной работы, что удалось, что не получилось, почему, что делать дальше. В приобретенном опыте сложилась единая система совместной работы педагогов, включающее в себя следующие направления: информационное, диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, научно-методическое. Воспитательно-образовательную деятельность в этой группе осуществляют воспитатели, логопед, педагог- психолог; социальный педагог. Консультирует врач, старший воспитатель. Специалисты работают по программам: «Детство», авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада», авторы Е.Б. Филичева, Т.В.Чиркина; «Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии» Маленькие ступени. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», авторы Е.А. Екжанова , Е.А. Стрелева. В группе содержится семь детей, из них три с общим нарушением речи, три с нарушением зрения, один с нарушением опорно – двигательного аппарата. Учитывая психологические особенности детей этого возраста, и ведущую деятельность дошкольника - игру, на специально организованных занятиях (индивидуальных, микрогрупповых, групповых), широко использовали разные виды игр (дидактические, национальные, двигательные, сюжетно-ролевые, игры с правилами.) Сделали вывод, что в игре наиболее полно дети проявляли активность, реализовывали свои потенциальные возможности. Через игру мы готовили наших детей к учению. Всю работу планировали по принципу «Не навреди», направленную на сохранение и укрепление здоровьесберегающей среды. В первую очередь, научили детей ориентироваться в мире социальных отношений, выполнять правила поведения, играть в коллективе, а потом обучать навыкам счета, письма, чтения. Широко использовали различные формы арттерапии: музыкоперапию, терапию движением, игроперапию. Такие занятия способствовали увеличению социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного общения, толерантности. Активно включали их физкультурные досуги, в спортивные соревнования, такие как «Делай с нами», «Папа, мама, я веселая семья». Эти дети были участниками праздников «День матери», «Праздник урожая», «Только в гармонии музыка есть». Коррекционно-развивающая работа строилась на оказании комплексной помощи детям. Была сконцентрирована на действительных источниках, порождающих отклонения в развитии конкретного ребенка. Позиция педагогов и воспитателей в этой группе основана на уважении к личности ребенка и его потребностям. Направлена на увеличение собственной активности ребенка в том или ином виде деятельности на основе собственных желаний и предпочтений ребенка. Все это время педагоги осуществляли процесс, который обеспечивал ребенка определенными гарантиями в получении помощи и защиты на весь период обучения. С педагогами проводились такие семинары как: «Прогнозирование некоторых трудностей в обучении», «Методика разработки индивидуальных программ», «Психолого- педагогическое сопровождение семей, имеющих ребенка с особыми образовательными нуждами». На наш взгляд, сопровождение детей с ограниченными возможностям это организация системного процесса взаимодействия всех специалистов образовательного процесса, направленного на создание гармонии самим с собой и окружающим миром, при котором гармонию мы понимаем как равновесие. Сопровождающие (будь–то воспитатель, педагог-психолог, логопед) такого ребенка старались: • создать атмосферу безопасного самопознания; • снять чувство страха в общении со сверстниками взрослыми, • сформировать толерантное и независимое отношение к оценочным суждениям со стороны окружающих, учат успешно преодолевать трудности социолизации. Одним из важных направлений нашей работы является работа с родителями с целью получения объективной информации о ребенке и его семье. Как оптимизировать развитие детей данной группы, как интегрировать их в общество. Как организовать и обеспечить социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Как протекает образовательный процесс этих детей, насколько комфортно они себя чувствуют в ДОУ? Эти и многие другие вопросы рассматриваем в родительском клубе «Оптимист», куда привлекаются родители будущих школьников, представители правозащитных общественных организаций, юристы, врачи, учителя, другие специалисты. Для родителей тоже организуем семинары, консультации: «Психологический портрет дошкольника», «Почему ваш ребенок говорит неправильно», «Люби меня таким, такой я есть», «Готов ли ваш ребенок к школе»и другие. Только при совместной работе с родителями через диагностику состояния ребенка и выбора индивидуальной программы к нему, мы смогли скорректировать те негативные особенности, которые возникли у ребенка до поступления в школу. Подготовила ст. воспитатель Посохова Т.З. | |
Просмотров: 782 | |
Всего комментариев: 0 | |