Главная » Статьи » Родителям » Родителям |
Пословицы и поговорки русского народа о семье и о семейном воспитании
Пословицы и поговорки русского народа о семье и о
семейном воспитании Взгляды народа на семью были определены экономическими и нравственными условиями его жизнедеятельности. Только в рамках семьи посредством совместной деятельности мужа и жены было возможно вести полноценное хозяйство и обеспечить существование. Отсюда и говорят: «Духовное родство пуще плотского», «Смерть да жена – Богом суждена», «Женился – на век заложился», «Холостой - полчеловека». В то же время в пословицах и поговорках отмечаются и негативные стороны семейной жизни: «Женишься раз, а плачешься век», «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает», «Женился на скорую руку, да на долгую муку». Развод до 1917 года расценивался как тягчайший грех. Говорили: «Женитьба есть, а разженитьбы нет». Эти факторы обеспечивали семье ее устойчивость среди других социальных институтов. Особенности патриархальной семьи нашли выражение в пословицах: в них отражается домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки, мачехи к неродным детям. Рассмотрим пословицы и поговорки, созданные русским народом и собранные В.И. Далем: «Добрая жена, да жирные щи – другого добра не ищи!»; «Одному не страшно, двоим веселей»; «Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»; «Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться»; «Бабенка не без ребенка»; «Все в семье спят, а невестке молоть велят»; «У лихой свекрови и сзади глаза»; «В лесу медведь, а в дому мачеха»; Многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме: «Дети – благодать Божья»; «Живот болит, а детей родит»; «Горьки родины, да забывчивы»; «Ребята, что мокрицы – от сырости заводятся»; «Татьяна хромонога, народила детей много»; «Плодятся и множатся что голуби». Нашел отражение быстрый рост маленьких детей: «У ребят, что у зайчат: по два зуба»; «Растет, как пшеничное тесто на опаре». Многодетность была призвана компенсировать высокую детскую смертность. В народе говорили: «Чем терять, так лучше б не рожать», или существовал вариант: «Чем терять, так не дай Бог рожать». Бездетность считалась грехом или наказанием господним: «Не умела родить ребенка, корми серого котенка», «У кого детей нет – во грехе живет». Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили: «Мальчик родился – на подмогу, а девочка – на потеху»; «С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»; «Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»; «Растить дочку, что лить в дырявую бочку». Эмоциональный фактор воспитания, привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как: «Свое дитя и горбато, да мило», «свой дурак дороже чужого умного», «Кто девку хвалит? Отец да мать». В основе всех воспитательных ценностей лежала православная христианская мораль. Цель воспитания – создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде: «Делай не ложно, все выйдет по Божьи». Любовь и доброта ставились первыми условиями: «Тот мне и сват, кто мне рад»; «Сват не сват, был бы добрый человек». Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей: «Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»; «Народила, да не научила»; «Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»; «Умел дитя родить, умей и научить». Сознавалась необходимость упорства труда и ученья: «Не учась и лаптя не сплетешь»; «Дорог парень, да не учен»; «Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»; «Голова всему начало, где ум там и толк»; «Не копьем побивают, а умом»; «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»; «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти». Труд был одной из важных воспитательных ценностей: «Без дела жить – небо коптить»; «Маленькое дело лучше большого безделья»; «В чужом платье не накрасоваться»; «Живи всяк своим умом, да своим горбом». Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом: «На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво». Представляют интерес и методы воспитания детей в семье: «Засиженное яйцо всегда болтун». Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания: «Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»); «Блудный сын – ранняя могила отцу»; «На старости две радости: один сын – вор, другой - пьяница ». Родители плачутся о дурных детях: «Ни себе на радость, ни людям на послугу». Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завидище»; «Дай Бог деток, да дай Бог и путных». В народе были популярны физические наказания: «Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачем не выманишь»; «Любимого сына жезлом»; «Не наказанный сын – бесчестье отцу»; «Кулаком да в спину – то и приголубье сыну». В то же время народная мудрость требует от людей добра и любви: «Не все таской, ино и лаской»; «Ласковое слово, что весенний день»; «Не корми калачем, да не бей кирпичом»; «Добро добро покрывает»; «Дай ему грош, да вишь не хорош»; «Федюшке дали денежку, а он алтын просит». Родительский авторитет был мощным фактором воспитания: «Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»; «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»; «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»; «Мать праведна – ограда каменна»; «Материнская молитва со дна моря вынимает». Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах: «Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»; «Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»; «Корми сына до поры: а придет пора – сын тебя покормит»; «Все купишь, а отца – матери не купишь». Есть пословицы, признающие личность детей: «У меня сын мой, да ум у него свой». Сказано о печальной участи детей – сирот: «В сиротстве жить – слезы лить». Особо следует сказать о воспитательном значении пословиц в высмеивании негативных качеств. Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность. Например: «В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется». Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству: «Клюет птичка, да и то сыта живет», «Щей горшок, да сам большой» - это чувство независимости, которое не дает склонить голову. Самодурство считалось пороком: «Не купил батька шапки, пусть уши мерзнут». В народе ценилось сознание справедливости: «Каков привет, таков ответ». Желание, возможность, достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц: «Око видит, да зуб неймет»; «На хотенье есть терпенье». Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голову нечего щипать». | |
Просмотров: 9658 | |
Всего комментариев: 0 | |