Духовно-нравственное воспитание детей в МДОУ детский сад №1

    "Духовно-нравственное воспитание
детей на культурных традициях своего народа"

Чувство единения со своим народом, общности, знание и уважение истории своей земли, традиций своего народа, своей культуры, литературы, музыки, понимание народного характера, его стержня – вот лишь некоторые основы возрождения народного самосознания.  А главное – связь с землей отцов и дедов, корнями, питающих душу человека. 

  А.А.Басаргина

Отторжение подрастающего поколения  от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение  к нему необходимо  с дошкольного возраста. Никто не может  стать сыном своего народа, если  он не проникнется теми основными чувствами, какими  живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем, однако утверждать, что мы не можем  созреть вне национальной  культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить  развитие», - писал известный русский религиозный философ  В.В.Зинковский.
   Цель воспитания – развитие нравственных качеств личности ребенка.
Выделение в качестве первоочередной задачи восстановления механизмов преемственности и воспитания культуры, заметно повышает роль традиций  народного художественного творчества. При этом важно подчеркнуть, что традиции местных национальных, эстетических культур являются определяющими.  Отсюда, основными задачами воспитания являются:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
  • уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
  • формирование  чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и др. людям).

   Специфика  осуществления связи поколений в плане преемственности народной культуры заключается в воспитании культурной средой, через глубокое «погружение» в культурные отношения, наработанные и закрепленные многовековой историей общественного развития. Атмосфера многообразных культурных традиций всегда окружала человека  с первых дней жизни и завершала весь его жизненный цикл. При этом народная культура выступала как  синкретичная, соединяющая в единое целое всю совокупность материально- духовных связей человека с окружающим миром и неразрывно слитая со всеми  сторонами его духовной и предметно-практической деятельности.
Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности.  Благодаря им в  доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический стиль своего народа, его нравы, обычаи -  весь комплекс духовных ценностей.

        Главной задачей  МДОУ  является  максимальное  гармоничное развитие  личности каждого ребенка, а так же создание  предпосылок  для его дальнейшего  развития. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль  народной культуры как источника развития  познавательной  активности и детского творчества, которая предполагает в себе:
- знакомство детей с историей родного края, народными традициями, культурой своего региона;
- привитие любви к малой Родине.
В этих целях в детском саду проводится ряд мероприятий  по  духовно-нравственному  воспитанию  детей: художественные и декоративно-прикладные выставки работ, посещение краеведческого музея, где дети на конкретном материале знакомятся с историей и традициями своего края, кружковая работа по авторской программе «История государства Российского в рассказах для детей»
Гуманистическая система воспитания в современных условиях требует реализации идей педагогики сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Поэтому  работа в этом направлении  ориентирована на развитие художественно-творческих  способностей детей, самовыражения их в самостоятельной и совместной деятельности, на интеграцию познавательной и эстетической деятельности дошкольников.
В наше время  идет возвращение  к историческим корням русского народа. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил своим потомкам  самое ценное  из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.  Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством  понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.
Современный уровень знаний позволяет  рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России, с учетом  его взаимодействия с другими культурами народов мира. Перспективы возрождения успешного развития  и  сохранения народного художественного творчества Белгородчины во многом связаны с глубоким изучением  и осмыслением народного искусства как части материальной и духовной культуры России.
За последние годы вырос интерес к национальной культуре, художественным истокам  своего края, своего народа. Это нашло отражение в  основных положениях «национальной доктрины образования в России», концепции «художественного  образования в России», ряда постановлений главы областной  администрации Е.С.Савченко.
В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника  гармонизации деятельности ребенка, развитию его творческого потенциала.
Культурологическому аспекту  отводится  ведущая роль. Вся  работа основана на изучении и внедрении в образовательный процесс различных  форм  народной культуры и фольклорно-этнографического материала Белгородской области.
Проблема приобщения детей  к народной художественной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности, поэтому задача МДОУ  – способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины. Современный  уровень знаний наших детей об историческом прошлом  Белгородчины предполагает изучение и осмысление народного искусства, как части культуры России Искорки творческого ремесла, заложенные  в детстве,  могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству. 
Ведь не секрет, что многие истины, о которых мы начинаем  вспоминать сегодня, известны человечеству уже тысячелетия. Наша задача -  возродить  эти  истины с новой энергией. Наша цель – способствовать формированию внутренней культуры, мировоззрения, духовно-нравственного потенциала, заложенного в каждом человеке с детства.  В наших силах научить детей видеть красоту   окружающего   мира.  Еще  Геккель говорил «Нравственность должна выступать в форме красоты».

 




bottom